ГЛАВА I. Общее положение.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе.
1) Процессуальный кодекс - кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником уголовно-процессуального права;
2) алиби - нахождение подозреваемого или обвиняемого в момент совершения преступления в другом месте;
3) апелляционая инстанция - суд, рассматривающий в апелляционном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления суда;
4) близкие лица - иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений;
5) близкие родственники - супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки;
6) вердикт - решение о виновности или невиновности подсудимого, вынесенное коллегией присяжных заседателей;
7) государственный обвинитель - поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры;
8) дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом;
9) дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно;
10) жилище - индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания;
11) задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 1 часа с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления;
12) избрание меры пресечения - принятие дознавателем, следователем, а также судом решения о мере пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого;
13) начальник органа дознания - должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель;
14) приговор - решение о невиновности или виновности подсудимого и назначении ему наказания либо об освобождении его от наказания, вынесенное судом первой или апелляционной инстанции;
15) применение меры пресечения - процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения;
16) реабилитация - порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда;
17) родственники - все иные лица, за исключением близких родственников, состоящие в родстве;
Статья 2. Цели процессуального кодекса.
1. Основная цель процессуального кодекса — обеспечить доступное и справедливое правосудие, а также гарантировать исполнение судебных актов.
2. Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от
правонарушений.
3. Защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения,
ограничения ее прав и свобод.
Статья 3. Уважение чести и достоинства личности.
1. Никто не может быть подвержен насилию, пыткам, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
2. Запрещаются любые действия, которые явно унижают честь человека, его достоинство, либо создающие опасность для его жизни.
Статья 4. Законность при производстве по уголовным, административным,
гражданским и иным делам.
1. Суд, сотрудники правоохранительных органов, а также другие лица, наделенные определенными правами и обязанностями, предусмотренными настоящим Кодексом, не вправе применять закон, противоречащий настоящему Кодексу.
2. Определение суда, постановление судьи, заместитель министра должны быть законными, обоснованными, мотивированными.
Статья 5. Неприкосновенность жилища.
1. Осмотр жилища производится только с согласования проживающих в нём лиц, либо на основании судебного акта.
2. Обыск жилища и частной собственности производится при наличии судебного постановления, судебного ордера.
Статья 6. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных
и иных сообщений.
1. Ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных и иных
переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается сотрудниками ФСБ при подозрении гражданина на нарушение действующего законодательства.
2. Ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается на основании судебного постановления.
Статья 7. Презумция невиновности.
1. Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении
правонарушения не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом.
2. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Доказывание обвинения, опровержение доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.
3. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в
порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу обвиняемого.
4. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.
5. Лицо, чья личность или имущество были подвергнуты необоснованному обыску,
задержанию или аресту, имеет право обжаловать это в суде. В таком судебном деле
сторона, проводившая задержание, должна будет доказать правомерность своих
действий.
Статья 8. Свобода оценки доказательств.
1. Судья, присяжные заседатели, заместитель министра, а также сотрудники правоохранительных
органов оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному
на совокупности имеющихся в деле доказательств, руководствуясь при этом законом и
совестью.
2. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы.
Статья 9. Охрана прав и свобод человека и гражданина.
1. Суд, заместитель министра, сотрудники правоохранительных органов обязаны разъяснять
подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, а также другим участникам
расследования или судопроизводства, обязанности и ответственность и обеспечивать
возможность осуществления этих прав.
2. При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным
участникам расследования или судопроизводства, а также их близким родственникам
угрожают убийством, применением насилия, правоохранительные органы принимают
в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц все меры безопасности
которые возможно.
3. Суд, заместитель министра, сотрудник правоохранительных органов обязаны немедленно
освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы человека.
4. Лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под
стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении
правонарушения, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и
здоровью.
5. Органы государственной власти, должностные лица обязаны обеспечить каждому
возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно
затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом
Статья 10. Право на обжалование процессуальных действий и решений.
1. Каждый осужденный имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом.
2. Действия (бездействия) могут быть обжалованы в судебном порядке, установленном законодательством.
3. Гражданин вправе обжаловать действия сотрудников правоохранительных
органов подав жалобу на сотрудника руководителю соответствующего ведомства.
Руководитель вправе взыскать дисциплинарную, административную и уголовную
ответственность со своего сотрудника и отменить решения вынесенные таким
сотрудником
4. Гражданам дается 72 часа с момента задержания или вынесения наказания для
обжалования действий сотрудников правоохранительных органов, после чего решения вынесенные сотрудником правоохранительных органов вступают в законную силу.
Статья 11. Неприкосновенность личности.
1. Никто не может быть задержан, арестован или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных настоящим Кодексом.
ГЛАВА II. Доказательства.
Статья 12. Доказательства.
1. Доказательствами по делу являются любые сведения, на основе которых суд,
заместитель министра, в порядке, определенном настоящим Кодексом, устанавливает наличие или
отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по делу, а
также иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
2. В качестве доказательств допускаются:
1) показания подозреваемого, обвиняемого;
2) показания потерпевшего, свидетеля;
3) заключение и показания эксперта;
3.1) заключение и показания специалиста;
4) вещественные доказательства;
5) протоколы следственных и судебных действий;
6) иные документы.
Статья 13. Недопустимые доказательства.
1. Доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса,
являются недопустимыми. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы
и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для
доказывания любого из обстоятельств.
2. К недопустимым доказательствам относятся:
1) любая информация, полученная от задержанного в ходе допроса до того, как ему
были зачитаны его права, даже если есть звуко или видеозапись где обвиняемый дает
показания против себя;
2) показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадках, предположениях,
слухах, а также показаниях свидетеля, который не может указать источник своей
осведомленности;
3) улики добытые незаконным путем, когда были нарушены положения действующих
нормативно-правовых актов;
4) иные доказательства, полученные с нарушением требований ПК.
Статья 14. Правила оценки доказательств.
1. Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости,
допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности -
достаточности для разрешения дела.
ГЛАВА III. Меры процессуального принуждения.
Статья 15. Задержание.
1. Задержание - мера процессуального принуждения, применяемая сотрудниками
силовых структур на срок не более 1 часа с момента фактического задержания лица
по подозрению в совершении правонарушения;
2. Задержание не считается мерой наказания, оно носит исключительно внесудебный характер и в совокупности с другими предусмотренными законом средствами и методами позволяет сотрудникам правоохранительных органов собрать необходимые сведения (достаточную доказательственную базу) для решения вопроса о возможности или невозможности применения к лицу какой-либо ответственности.
Статья 16. Задержание подозреваемого.
1. Лицо может быть задержано за совершение преступления или правонарушения, за
которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы или административная ответственность при наличии хотя бы одного из следующий доказательств:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления/правонарушения или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;
4) когда есть видео фиксация совершенного преступления/правонарушения этим лицом;
5) если имеется нормативный документ или указ уполномоченного лица;
6) когда лицо намеренно скрывает свою личность без законных на то оснований;
7) лицо находится в активном розыске;
8) оглашенного или опубликованного судебного приговора;
9) если лицо намеренно отказывается предъявлять документы.
Статья 17. Порядок задержания правомочным лицом.
1. Задержание лица при ведении следствия производится в следующей
последовательности:
1) предъявить документ, удостоверяющий служебное положение, нашивку, жетон, служебный бейджик, иной идентификационный знак, подтверждающий принадлежность к правоохранительнам органам;
2) надеть наручники на подозреваемого;
3) на усмотрение сотрудника, который проводит задержание, провести личный досмотр;
4) назвать основания задержания;
5) разъяснить статьи, по которым задержано гражданское лицо;
6) доставить подозреваемого в полицейский участок, управление ФСБ или иное место
следствия при необходимости;
7) провести идентификацию личности задержанного и проверку на принадлежность
задержанного к государственным органам;
8) разъяснить права задержаного;
9) Произвести следственные действия (допрос, экспертиза и т.д.), если есть
необходимость;
10) Доставить задержанного в место заключения под стражу.
Примечание к ст. 17, ч. 1, п. 9: Следственные действия должны проводиться строго следователями, руководителями следственного органа.
2. Задержание лица на основании ордеров и иных нормативных документов
производится в следующей последовательности:
1) предъявить документ, удостоверяющий служебное положение, нашивку, жетон, служебный бейджик, иной идентификационный знак, подтверждающий принадлежность к правоохранительнам органам;
2) надеть наручники на подозреваемого;
3) на усмотрение сотрудника, который проводит задержание, провести личный досмотр;
4) назвать основания задержания;
5) разъяснить статьи, по которым задержано гражданское лицо;
6) разъяснить задержанному номер и название документа, являющегося основанием
для задержания;
7) провести идентификацию личности задержанного и проверку на принадлежность
задержанного к государственным органам;
8) в случае, если задержанный является государственным служащим, которое обязуется по первому требованию сотрудника,
производящего задержание, прекратить с ним трудовые отношения.
Статья 18. Задержание лица, имеющего статус неприкосновенности.
1. Неприкосновенность - это недопустимость вмешательства извне в сферу индивидуальной жизнедеятельности человека, включающую в себя физическую, психическую и моральную неприкосновенность.
2. Задержание лица, имеющего статус неприкосновенности строго запрещено, за исключением совершения им особо тяжкого преступления предусмотренного от 8 лет лишения свободы.
Статья 19. Субъекты задержания.
1. Субъектами задержания являются:
1) сотрудник, либо сотрудники правоохранительных органов при исполнении, которые осуществляют задержание;
2) задержанный, в отношении которого проводится задержание;
3) сотрудники/сотрудник ФСБ для слежки за правомерными или не правомерными действиями сотрудника правоохранительных органов/военнослужащего.
2. Присутствие иных лиц в процессе задержания не допускается. Сотрудник/либо
сотрудники которые осуществляют задержание, руководство задержанного вправе
потребовать посторонних граждан отойти от места задержания на 5 метров, а также
покинуть помещение, в случае если задержание проводиться в закрытом помещении.
3. В случае проведения государственным служащим задержания в закрытом
помещении (комнате), именно то лицо которое изначально начало задержание в
вышеуказанной комнате/помещении - имеет право распоряжаться ей до конца своего
процесса задержания.
Примечание к ст. 19, ч. 3, п. 3: Запрещено злоупотребление настоящим положением.
Статья 20. Основания освобождения подозреваемого
1. Основаниями для освобождения подозреваемого являются:
1) подозрение, выдвигаемое сотрудником, не подтвердилось;
2) во время задержания, сотрудником правоохранительных органов был нарушен настоящий Кодекс;
3) во время задержания, сотрудником правоохранительных органов были нарушены Конституционные права задержанного;
4) задержание является незаконным;
5) прошло более 1 (одного) часа, с момента задержания.
2. Течение срока, указанного в пункте "5", части 1, статьи 20 допускается в случае:
1) проведения допроса;
2) вызова и разбирательства руководством задержанного в случае, если задержанный
является сотрудником государственного органа;
3) при обыске имущества задержанного.
Статья 21. Гражданское задержание.
1. Гражданское задержание строго запрещено.
Статья 22. Права задержанного.
1. У задержанного имеются следующие права:
1) задержанный имеет право на предоставление адвоката, после доставления в КПЗ;
2) задержанный имеет право хранить молчание;
3) задержанный имеет право на один телефонный звонок, после доставления в КПЗ.
Статья 23. Обязанности сотрудника правоохранительных органов выполняющего задержание.
1. Сотрудник правоохранительных органов, выполняющий задержание обязан:
1) сотрудник правоохранительных органов обязан вести видеозапись задержания;
Примечание к ст. 23, ч. 1, п. 1: Запись должна содержать звуковую дорожку, как с голосом сотрудника, так и с голосом задержанного.
ГЛАВА IV. Процесс административного задержания.
Статья 24. Административный арест.
1. Административный арест – это разновидность административного наказания заключающаяся в содержании лица, совершившего административное правонарушение, которое предусматривает лишение свободы не более 30 минут
Статья 25. Порядок административного ареста.
1. Если в ходе следственных действий будет доказана вина задержанного, то сотрудником правоохранительных органов после задержания должен быть произведен арест лица в следующей последовательности:
1) совершить обыск;
2) изъять все нелегальное, найденное в ходе личного досмотра у задержанного;
3) разъяснить причину ареста задержанному;
4) поместить задержанного в КПЗ на то количество времени, которое предусмотрено в ст. 24, ч. 1.
Статья 26. Арест.
1. Арест – это разновидность наказания, при котором лицо лишается права на свободу на определенный срок, согласно действующему законодательству.
Статья 27. Порядок проведения ареста.
1. Процедура проведения ареста производится строго в следующем порядке:
1) совершить обыск;
2) изъять все нелегальное, найденное в ходе личного досмотра у задержанного;
3) разъяснить причину ареста задержанному;
4) поместить задержанного в КПЗ.
ГЛАВА V. Личный досмотр/досмотр транспортного средства.
Статья 28. Личный досмотр
1. Личный досмотр — это внешнее обследование тела физического лица, а также находящихся при нём одежды, обуви, головного убора и иных вещей в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
2. Личному досмотру лицо подвергается во время:
1) уголовного/административного задержания и (или) ареста;
2) при пересечении контрольно-пропускного пункта;
3) при принятии на работу или прекращении трудовых отношений в государственных организациях;
4) при проходе на особо охраняемый объект в сопровождении.
Статья 29. Досмотр транспортного средства.
1. Досмотр транспортного средства может производится в следующих случаях:
1) у сотрудника правоохранительных органов имеются подозрения в совершении преступления, правонарушения настоящего УК, КоАП;
2) в случае задержания гражданского лица, находившегося в транспортном средстве;
3) при наличии определённого приказа, опубликованного на официальном портале;
4) в случае, если транспортное средство находится в розыске, либо в ориентировке.
ГЛАВА VI. Иные меры процессуального принуждения.
Статья 30. Основания применения иных мер процессуального принуждения.
1. В целях обеспечения установленного настоящим Кодексом порядка судопроизводства, надлежащего исполнения приговора заместитель министра или суд вправе применить к подозреваемому или обвиняемому следующие меры процессуального принуждения:
1) обязательство о явке;
2) привод;
3) временное отстранение от должности;
4) наложение ареста на имущество.
2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, заместитель министра или суд вправе применить к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и (или) понятому следующие меры процессуального принуждения:
1) обязательство о явке;
2) привод;
3) денежное взыскание.
Статья 31. Временное отстранение от должности.
1. Если иное не предусмотрено законом, в случае необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство.
2. В течение 24 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.
3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.
4. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.
ГЛАВА VII. Фото и видео фиксация.
Статья 32. Осуществление фиксации.
1. Сотрудник правоохранительных органов или его напарник, обязаны вести видеофиксацию во время пресечения правонарушений со стороны гражданских и (или) государственных служащих.
Примечание к ст. 32, ч. 1, п. 1: Запись должна содержать звуковую дорожку, как с голосом сотрудника, так и с голосом задержанного.
Статья 32.1. Сроки хранения фиксации.
1. Сотрудник правоохранительных органов обязан хранить видеофиксацию на SD-карте в течении 72 часов с момента записи.
ГЛАВА VIII. Выпуск граждан.
Статья 33. Выход с помощью адвокатских услуг.
1. Выход с помощью адвокатских услуг — это возможность лица, заключенного под стражу по уголовному делу, получить юридическую помощь и в случае успешной победы в деле, снять с себя обвинения/получить помилование.
ГЛАВА IX. Стадии применения силы.
Статья 34. Стадии применения силы.
1. Стадии применения силы - стандарты, классифицирующие допустимый уровень применения силы в отношении нарушителей законодательства, со стороны сотрудников правоохранительных органов.
2. Законодательство предусматривает пять стадий применения силы:
а) Первая стадия - Присутствие;
б) Вторая стадия - Распоряжение/требование;
в) Третья стадия - Применение физической силы;
г) Четвертая стадия - Применение специальных средств;
д) Пятая стадия - Применение огнестрельного оружия.
ГЛАВА X. Розыск.
Статья 35. Федеральный розыск.
1. Федеральный розыск - комплекс мер, направленный на установление местонахождения определенного человека, скрывающегося от правоохранительных органов, следствия, суда.
2. Объявлять лицо в федеральный розыск можно за нарушение Уголовного кодекса.
Статья 36. Снятие розыска.
1. Федеральный розыск может быть обжалован и снят по решению суда.
2. Федеральный розыск может быть обжалован, если сотрудник совершил ошибку в КПК ((Случайное действие/неправильная выдача статьи))
Статья 37. Преследование по розыску.
1. Лица, объявленные в розыск подвергнуты процедуре преследования.
2. Процедура преследования выполняется благодаря выявлению разыскиваемого человека государственной системой безопасности, которую инициирует уполномоченное на это лицо.
3. Уполномоченными лицами для инициации процедуры преследования являются сотрудники правоохранительных органов.
ГЛАВА XI. Юридическая реабилитация.
Статья 38. Юридическая реабилитация.
1. Граждане имеют право на юридическую реабилитацию, в случае обращения в суд, либо другие уполномоченные инстанции.
2. Губернатор устанавливает перечень лиц, уполномоченных на проведение юридических реабилитаций.
ГЛАВА XII. Ходатайства и жалобы.
Статья 39. Лица, имеющие право заявить ходатайство.
1. Подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, его законный представитель и представитель, частный обвинитель, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, представитель администрации организации и иное лицо, права и законные интересы которых затронуты в ходе досудебного или судебного производства, вправе заявить ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, обеспечения прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство, либо представляемых им лица или организации.
2. Ходатайство заявляется в орган(-ы), осуществляющий следствие, либо в суд.
3. Правом заявлять ходатайство в ходе судебного разбирательства обладает также государственный обвинитель.
Статья 40. Заявление ходатайства.
1. Ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по делу.
2. Отклонение ходатайства не лишает заявителя права вновь заявить ходатайство.
Статья 41. Сроки рассмотрения и разрешение ходатайства.
1. Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его
заявления.
2. В случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, оно может быть разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления.
3. Об удовлетворении ходатайства либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении уполномоченный сотрудник органа, осуществляющего следствие, судья выносит постановление.
Статья 42. Право обжалования.
1. Действия (бездействие) и решения заместителя министра и суда могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке участниками судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.
ГЛАВА XIII. Уголовное производство и Уголовное преследование.
Статья 43. Назначение уголовного производства.
1. Уголовное судопроизводство имеет своим назначением:
1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод
3) в случае уголовного преследования
Статья 44. Назначение наказания в рамках уголовного дел.
1. Наказания по уголовному делу в области осуществляется уполномоченными представителями правоохранительных органов, а также судом.
2. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как в порядке, установленном действующим законодательством.
3. Лицо, которому было назначено наказание за совершенное преступление, не может быть лишено права на рассмотрение его уголовного дела в судебных органах и в праве обжаловать решения лиц, назначивших ему лицу наказание.
Статья 45. Независимость судей.
1. Независимость судей — это принцип, согласно которому при осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только федеральному закону.
2. Судьи рассматривают и разрешают уголовные дела в условиях, исключающих противоправное воздействие на них. Вмешательство государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.
3. Информация о вне процессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по уголовным делам, находящимся в их производстве, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по уголовным делам.
Статья 46. Состязательность сторон.
1. Уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон.
2. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо.
3. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты.
4. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.
5. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом.
Статья 47. Право потерпевшего на участие в уголовном преследовании.
1. Потерпевший и представитель вправе участвовать в уголовном преследовании обвиняемого.
Статья 48. Обязанность осуществления уголовного преследования.
1. Уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют заместитель министра, а также следователь (лицо, осуществляющее производство по уголовному делу).
2. В каждом случае обнаружения признаков преступления заместитель министра и следователь принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.
3. Уполномоченные правоохранительные органы, вправе осуществлять уголовное преследование по уголовным делам независимо от волеизъявления потерпевшего.
4. Требования, поручения и запросы заместителя министра и (или) следователя, предъявленные в рамках уголовного преследования и в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Статья 49. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела.
1. Поводами для возбуждения уголовного дела служат:
1) явка с повинной;
2) заявление о преступлении;
3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
4) наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Статья 50. Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, либо отказа в возбуждении дела об административном правонарушении.
1. Некоторые основания для отказа в возбуждении уголовного дела:
1) отсутствие события преступления или правонарушения;
2) отсутствие в деянии состава правонарушения;
3) истечение сроков давности преследования;
4) отсутствие заявления потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению;
2. Прекращение уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования.
ГЛАВА XIV. Следствие.
Статья 51. Следователь.
1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.
2. Следователь уполномочен:
1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом;
2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
5) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
Статья 52. Руководитель и заместители следственного органа.
1. Руководитель следственного органа уполномочен:
1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;
2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;
3) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;
4) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;
5) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном настоящим Кодексом;
6) продлевать срок предварительного расследования;
7) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу, а также об осуществлении государственной защиты;
8) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
9) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
Статья 53. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении.
1. Следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их, производить осмотр места происшествия, давать обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.
3. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
4. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован в суде.
Статья 54. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.
1. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении принимается одно из следующих решений:
1) о возбуждении уголовного дела;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче сообщения по подследственности;
Статья 55. Возбуждение уголовного дела.
1. Возбуждение уголовного дела — первая стадия уголовного процесса, в ходе которой государственные органы и их должностные лица устанавливают поводы и основания для начала уголовного судопроизводства в связи с совершённым или готовящимся преступлением;
2. В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются;
1) дата, время и место его вынесения;
2) кем оно вынесено;
3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;
4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса, на основании которых возбуждается уголовное дело.
3. Копия постановления руководителя следственного органа, следователя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется в суд.
4. Уголовные дела в отношении лиц, указанных в статье 56 настоящего Кодекса, возбуждаются в порядке, установленном законодательства. – руководителем следственного органа.
5. При наличии в уголовном деле грубых орфографических или пунктуационных ошибок, искажающих смысл уголовного дела, таким документам присваивается статус «в рассмотрении» и они подлежат обязательной переработке в срок не позднее 24 часов после выдвижения судом требования для исправления. В случае, если ошибки не были исправлены в срок, суд вправе прекратить судопроизводство по данному уголовному делу и возложить на руководство Федеральной службы безопасности обязанность привлечь следователя к любой дисциплинарной ответственности на их усмотрение в виде беседы, устного или письменного взыскания в личное дело
Статья 56. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.
1. Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:
1) высшего должностного лица субъекта;
2) депутата;
3) судьи;
4) государственного обвинителя;
5) руководителя следственного органа;
6) следователя;
Статья 57. Обстоятельства, исключающие участие в производстве по уголовному делу/расследованию.
1. Судья, заместитель министра, следователь, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он:
1) является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу;
2) участвовал в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, помощника судьи, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика, а судья также - в качестве дознавателя, следователя, заместителя министра в производстве по данному уголовному делу;
3) является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу;
4) является однофамильцем или имеет несколько фамилий, схожих с потерпевшим/пострадавшим.
Статья 58. Основания и порядок производства обыска.
1. Основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.
2. Обыск производится на основании постановления следователя.
3. Обыск в жилище производится на основании судебного решения.
4. При производстве обыска во всяком случае изымаются предметы и документы, изъятые из оборота.
5. Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска.
6. При производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть.
7. При производстве обыска составляется протокол.
8. Обыск может производиться и в целях обнаружения разыскиваемых лиц и
трупов.
Статья 59. Порядок вызова на допрос.
1. Вызов осуществляется повесткой. В ней указывают, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дату и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин;
2. Повестка вручается лицу, вызываемому на допрос, под расписку либо передаётся с помощью средств связи.
3. Вызываемое на допрос лицо обязано явиться в назначенный срок либо заранее уведомить следователя о причинах неявки. В случае неявки без уважительных причин к человеку могут применить меры процессуального принуждения.
4. Военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, или человек, пребывающий в добровольческом формировании, вызываются на допрос через командование воинской части.
Статья 60. Общие правила проведения допроса.
1. Перед началом допроса следователь удостоверяется в личности допрашиваемого, разъясняет ему права и порядок производства следственного действия, а в необходимых случаях предупреждает об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний.
2. Допрос не может длиться непрерывно более четырёх часов, после чего следователь обязан предоставить допрашиваемому перерыв не менее чем на один час для отдыха и приёма пищи. Общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать восьми часов.
3. Следователь свободен в выборе тактики допроса, но запрещается задавать наводящие вопросы, которые своей формулировкой предопределяют получение желаемого ответа.
4. Допрашиваемое лицо вправе пользоваться документами и записями.
5. По инициативе следователя или по ходатайству допрашиваемого лица в ходе допроса могут быть проведены фотографирование, аудио- и (или) видеозапись, киносъёмка, материалы которых хранятся при уголовном деле и по окончании предварительного следствия опечатываются.
6. Если свидетель явился на допрос с адвокатом, приглашённым им для оказания юридической помощи, то адвокат присутствует при допросе. По окончанию допроса адвокат вправе делать заявления о нарушениях прав и законных интересов свидетеля, которые подлежат занесению в протокол допроса.
Статья 61. Отдельные основания прекращения уголовного дела.
1. Следователь с согласия руководителя следственного органа вправе
прекратить уголовное дела в отношении лица, подозреваемого или
обвиняемого в совершении преступления в связи:
1) с примирением сторон, по заявлению потерпевшей стороны;
2) с деятельным раскаянием;
3) с возмещением ущерба потерпевшей стороне;
4) прекращения уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием.
Статья 62. Потерпевший.
1. Потерпевшим является лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред.
2. Потерпевший вправе:
1) знать о предъявленном обвиняемому обвинении;
2) давать показания;
3) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников;
4) представлять доказательства;
5) заявлять ходатайства и отводы;
6) давать показания на родном языке или языке, которым он владеет;
7) иметь представителя;
8) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;
9) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
10) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта;
11) поддерживать обвинение;
12) знакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания и подавать замечания на них;
13) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, заместителя министра и суда;
14) обжаловать приговор, определение, постановление суда;
15) знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения;
16) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
Статья 63. Подозреваемый.
1. Подозреваемый — участник уголовного процесса со стороны защиты.
2. Подозреваемым является лицо:
1) в отношении которого возбуждено уголовное дело;
2) к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения;
3) которое уведомлено о подозрении в совершении преступления.
Статья 64. Обвиняемый.
1. Обвиняемый — лицо, в отношении которого ведётся уголовное преследование с того момента, как обвинение в совершении преступления официально сформулировано и оформлено в виде соответствующего документа.
2. Обвиняемым признается лицо, в отношении которого:
1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;
2) вынесен обвинительный акт;
3) составлено обвинительное постановление;
Статья 65. Защитник.
1. Защитник - лицо, осуществляющее в установленном настоящим Кодексом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу.
2. Обвиняемым становится лицо, в отношении которого вынесено одно из следующих решений:
1) постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;
2) обвинительный акт;
3) обвинительное постановление.
Статья 66. Свидетель.
1. Свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела, и которое вызвано для дачи показаний.
2. Вызов и допрос свидетелей осуществляются в порядке, установленном статьей 59 настоящего Кодекса.
Статья 67. Эксперт.
1. Эксперт - лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном настоящим Кодексом, для производства судебной экспертизы и дачи заключения.
2. Эксперт вправе:
1) знакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к предмету судебной экспертизы;
2) ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, либо привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов;
3) участвовать с разрешения дознавателя, следователя и суда в процессуальных действиях и задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы;
4) давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении о назначении судебной экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования;
5) отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных знаний, а также в случаях, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения.
Статья 68. Экспертиза.
1. Экспертиза по уголовным делам — процессуальное действие, которое заключается в проведении исследований и даче заключения экспертом по вопросам, требующим специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла.
2. Экспертизу вправе проводить эксперты.
3. Если при производстве судебной экспертизы эксперт установит обстоятельства, которые имеют значение для уголовного дела, но по поводу которых ему не были поставлены вопросы, то он вправе указать на них в своем заключении.